Александр Гордиевских: «Томский марафон – это Праздник для города»

Александр Гордиевских: «Томский марафон – это Праздник для города»

Так бывает только в Томске! Первый марафон в истории города – и сразу же международный. Есть уже участники из-за рубежа, которые подали заявки, есть сильные спортсмены из России, начали формироваться команды предприятий и ВУЗов города. Собираются бежать и обычные томичи, и уже изучают трассу. Пусть для многих это будут всего лишь 5 км, но зато вместе со всеми! Это настоящий марафон здоровья, энергии, любви к спорту и родному городу. С подробностями – директор Томского марафона Александр Гордиевских.

Александр Гордиевских

Александр, зачем Томску марафон? Никогда ничего подобного у нас не было… Что он дает городу?

Цели марафона, думаю, ясны и понятны всем – это популяризация здорового образа жизни, пропаганда бега, как массового вида спорта, пример для детей и молодежи. Что дает марафон городу? Это новый бренд Томска, это развитие международных связей, повышение привлекательности региона для туристов…

Да и Томск – необычный город, молодежный, где, как не у нас проводить столь интересные и зрелищные спортивные мероприятия…

Думаю, томская молодежь подхватит это начинание. Вообще, организовать и провести марафон – это считается очень престижным для города мероприятием. Например, попасть на марафон в Нью-Йорке или Париже практически невозможно, столько желающих. Даже лотереи проводятся, потому что конкурс очень большой – 3–4 человека на место. Чтобы попасть на марафон в Лондоне, нужно пожертвовать определенную сумму на благотворительность.

Марафон  — это действительно масштабное и важное событие для любого города, настоящий Праздник с большой буквы.

Но сначала нужно приложить массу усилий и достойно организовать его. Кто входит в оргкомитет?

Организаторы марафона  — управление по делам молодежи, физической культуры и спорта города Томска, беговое движение GORUN.CLUB, Федерация легкой атлетики Томской области. Во главе оргкомитета стоит мэр, в него входят заместители, руководители управлений и департаментов мэрии, ректоры ВУЗов, руководители силовых ведомств.

Как составляли маршрут марафона? Насколько сложным оказалось это мероприятие?

Составить маршрут действительно оказалось не так-то просто. Нужно было выполнить сразу несколько задач. Во-первых, набрать необходимую длину трассы, на это существует жесткий регламент. Во-вторых, составить маршрут так, чтобы не перегородить жизненно важные улицы города – проспекты Фрунзе и Комсомольский, улицы Нахимова, Красноармейскую и другие.

Еще одна важнейшая цель – это чтобы маршрут был видовой, зрелищный, чтобы он захватывал самую значимую и самую красивую часть города – его исторический центр.

Мы много раз переделывали маршрут, теперь, например, в нем есть заход на улицу Кузнецова, а раньше не было. Перебирали улицы, много кружили по Октябрьскому взвозу…

Вы считаете, что участники марафона увидят всю эту красоту?

Когда бежишь, конечно, восприятие совсем не то, что у туриста, который не спеша гуляет, осматривает достопримечательности. Но в каком-то смысле оно еще более яркое. Эти впечатления, можно сказать, сразу уходят в подсознание. В памяти остаются картинки, которые видишь боковым зрением, остаются пейзажи, ощущение трассы, настроение… И это остается навсегда.

И мы все это делали не только для атлетов, но и для зрителей. Они увидят наш город во всей красе.

Да, дистанция прекрасная. Кстати, ее уже взяли на вооружение жители и гости города. Это теперь новый и весьма удачный маршрут прогулок по Томску. Как проходил процесс сертификации маршрута?

Мы приглашали представителя Ассоциации международных марафонов и пробегов (AIMS), их, кстати, в России всего лишь 2 или 3 человека. Представитель приехал со специальным оборудованием. Дальше шел долгий и кропотливый процесс, в котором существующие карты не очень-то и помогали – все надо было мерить заново. Пришлось немало потрудиться, но зато на сегодняшний момент наша трасса имеет официальный международный сертификат.

Как маршрут согласовывался с администрацией города, с ГАИ?

У нас есть сертификат трассы, распоряжение мэра, поддержка администрации. И с ГАИ мы тоже находим взаимопонимание.

Подъемы, спуски, повороты – что сложного ожидается на пути марафона?

Я считаю, что у нас вполне щадящий маршрут. Представители AIMS отметили, что у нас трасса хорошая, нет резких поворотов, разворотов, затяжных крутых подъемов.

Какие горки ожидаются на дистанции? Первый подъем  — на перекрестке Кирова-Ленина, но он на первом километре, его бегуны с легкостью преодолеют. Участникам полного марафона, впрочем, придется повторить его и на 22 км. Но они люди тренированные. Еще один подъем  — возле Главпочтамта, он уже ближе к финишу, и он достаточно пологий.

Как быть с ямами на дороге? Дорожное покрытие будет отремонтировано?

У нас есть несколько замечаний от AIMS по поводу ямок, которые мы перед марафоном должны выровнять. Мы это сделаем. У нас в оргкомитете есть представители «Спецавтохозяйства», и они пройдут всю трассу, все устранят к началу марафона.

Многие недовольны, что улицы города будут перекрыты…

Такое не так уж редко бывает, в городе проходят демонстрации, спортивные мероприятия, юбилейные шествия ВУЗов, карнавалы, городские праздники… Марафон  — это еще один праздник для города.

Почему старт назначен на 14 часов, а не с самого утра?

Вот как раз потому, что так удобнее для горожан. 11 июня – выходной день, многие поедут на дачи. Нужно дать людям возможность спокойно выехать за город, сделать с утра свои дела.

Горожане задают вопросы по погоде – июнь, вдруг жара будет…

Что тут сказать? Если ты спортсмен  — будь готов к любой погоде, тренируйся, готовься.

Бывают марафоны с куда более жесткими погодными условиями. В Америке, например, есть такой марафон в Долине смерти. Там температура поднимается выше 50 градусов.
Я сам однажды участвовал в марафоне в центре Турции, климат там практически пустынный – ночью очень холодно, днем очень жарко. Мы вышли на старт в 7 утра, а финишировал я в час ночи. Днем мы бежали под палящим солнцем, было плюс 40, все вокруг плавилось, а заканчивался марафон в полной темноте.

Мое мнение – атлет должен быть готов к любым условиям. Не думаю, что у нас в Томске они самые сложные.

Марафон – мероприятие, в котором важно учесть каждую деталь: питание, питье, безопасность, медпомощь… Как все это организовывается?

Наш марафон является участником Национального бегового движения. Это федеральный проект, миссия которого – помочь организаторам марафонов обеспечить качество забега.
В мире существует стандарт качества и безопасности беговых событий. Наша русская версия – это адаптированный европейский стандарт.

Мы будем стандартизировать марафон и получать звездность, соблюдая правила по медпомощи, по организации питания, по обеспечению безопасности в нештатных и чрезвычайных ситуациях. В этом стандарте все прописано. Все, что возможно сделать, мы сделаем – с учетом мирового опыта.

Сейчас мы прописываем инструкции – расстановка полиции, расположение волонтеров, движение карет Скорой помощи. За месяц до начала события мы должны подать этот большой документ на утверждение и получение сертификата.

Существует система звездности, марафонам дают от 3 до 5 звезд. Я думаю, что мы получим 5 звезд. Необходимое требование для этого – хорошая подготовка и наличие международного сертификата, у нас это есть.

Все же какие недочеты бывают при организации марафонов?

Обычно марафоны готовятся очень ответственно. Но есть некоторые нюансы, которых нужно избежать. Например, бывает, что не хватает стаканчиков с водой или нет пункта питания в конце трассы. Человек добежал до финиша – и все, он предоставлен сам себе. Мы хотим организовать питание после забега, такое бывает не всегда. Мы также будем делать столы с водой максимально длинными, чтобы марафонцам было удобно. Если будет жарко, мы подготовим лед, губки с водой… Постараемся учесть каждый нюанс.

В рамках марафона стартует корпоративная эстафета. Как она будет проходить?

Любое предприятие или организация города могут выставить на марафон свою команду, и эта команда в итоге пробежит всю дистанцию. Соблюдается всем знакомый принцип эстафеты – один участник пробежал свою часть дистанции, финишировал, передал эстафету, следом забег начинает второй.

Допустим, каждый участник бежит по 5 км. Здесь просто нужно расставить всех участников по местам. Также мы постараемся, чтобы они финишировали одновременно. Нам надо собрать всех участников корпоративных команд и подвезти к финишу. Как это лучше сделать? Машины будут запрещены, наверно, будем использовать велосипеды или еще что-нибудь придумаем.

И, конечно же, для корпоративных команд будут учреждены свои призы.

И о болельщиках  — каким образом они будут участвовать в мероприятии?

В первую очередь, они будут поддерживать атлетов, и чем ярче это будет организовано, тем интереснее пройдет марафон. Собственно, он так и называется, и призывает к этому – быть «Ярче!».
Вообще, мы за то, чтобы болельщики не были пассивными, чтобы они проявляли себя в полную силу. Например, на зарубежных марафонах я видел, как кто-то из зрителей выносил на лужайку музыкальную колонку, гитару, начинал играть. А одна бабушка вообще поставила на газон ударную установку. Все эти «фишки», яркие моменты как раз и создают энергетику марафона, его настроение. Томичи – яркие, креативные люди, надеюсь, что болельщики проявят себя в полную силу.

Кроме того, болельщики – это огромная армия документалистов, которые будут фиксировать ход марафона на свои смартфоны. Потом эти фото можно будет выложить на нашем сайте и в соцсетях, переслать друзьям в другие города и страны.

Поскольку марафон будет проходить в рамках Дня города, да и сам по себе это Праздник, мы совместно с администрацией Томска будем организовывать концертно-массовые программы для болельщиков. Хочется, чтобы людям было интересно, чтобы настроение у всех в день старта марафона было праздничным.

ОРГКОМИТЕТ
Беседовала Алла ИВОНИНА

Поделиться: